журнал сельхозтехники и оборудования

Ложки против ремней - Grimme GL 430, GB 430

14 Сентября 2016 Grimme Fendt
Рейтинг:

Две картофелепосадочные машины одного производителя. Что обеспечивает более равномерное расстояние между семенами: ремни или ложки? В первой части нашего теста мы узнаем это..

Grimme GL 430, GB 430


Grimme предлагает большой выбор картофелепосадочных машин: 10 моделей ложечного типа и 4 — ременного. Ложечные модели варьируются от 2- до 8-рядных; ременные — от 2- до 4-рядных. Весной прошлого года коллеги из profi взяли пару 4-рядных машин — GL 430 2012 года выпуска и GB 430 2014 года выпуска — и поработали на них параллельно, чтобы найти различия. Запомнить, кто есть кто, легко: ременная модель имеет в названии литеру B (от англ. belt, ремень).

Каждая сажалка цеплялась к трактору Fendt 724 мощностью 176 кВт / 236 л. с. К нему же агрегатировалась почвообрабатывающая 3-метровая ротационная фреза Grimme GR 300 Rota Tilla, предназначенная для предпосадочной подготовки почвы для картофеля на некаменистых грунтах. Ложечная машина GL 430 может агрегатироваться с помощью дышла, поэтому ротационная фреза от Grimme, Amazone или Lemken может быть установлена между нею и трактором. Ременная машина не имеет такой опции, и в этом случае Rota Tilla была вынесена на переднее навесное устройство трактора Fendt. Спецификация обеих посадочных машин была следующей:

- ширина междурядий 750 мм;
- объем бункера 3,0…3,5 т;
- система внесения удобрений;
- гребнеобразующие плиты XL.

Начнем, как обычно, с присоединения к трактору. Эти прицепные машины агрегатируются с ним при помощи шаровой сцепки K80, которая упрощает процесс, сводя к нулю лишние маневры.

Ременная модель GB не имеет держателя трубопроводов, но, с другой стороны, у нее есть гидравлическая стойка. GL на момент проведения теста «отпахала» уже 1000 га, и во время наших работ у нее треснуло дышло; теперь Grimme предлагает ремкомплект для решения этой проблемы, а новые машины имеют уже усиленное дышло.

Мы были очень довольны работой ротационной фрезы Grimme GR 300 Rota Tilla. Она требует менее 60 кВт / 80 л. с. и способна воспринять до 186 кВт / 250 л. с., а ее 112 зубьев не оставляют в почве никаких комков, неважно, используется ли фреза в передней навеске трактора или в тандеме с GL 430 сзади. Передняя установка, конечно, не лучшее решение: помимо добавления почти 1,6 т веса на переднюю ось трактора, пришлось удлинить передний ВОМ Fendt до предела; кроме того, усложнилась и жизнь системы автоматического управления.

14092016_3_1.jpg

14092016_3_2.jpg

14092016_3_3.jpg

14092016_3_4.jpg

Ротационная фреза Grimme GR 300 Rota Tilla делала свою работу хорошо благодаря 112 зубьям (справа). Но фронтальная навеска — не лучшее решение (слева)

14092016_3_5.jpg

14092016_3_6.jpg

Бороздники тянутся (вслед за кронштейнами креплений) на обеих машинах. Глубина посадки устанавливается гидравлически на GL 430 (слева) и двумя резиновыми копирующими колесами (стрелка справа)

14092016_3_7.jpg

14092016_3_8.jpg

После трех лет работы (1120 га) крепления бороздников в GL 430 износились (стрелка слева), бороздники сместились назад, из-за чего падающие клубни контактировали с ними, о чем говорит отсутствие краски (справа). Перед испытаниями мы заменили изношенные детали

Длина машино-тракторного агрегата с Rota Tilla спереди составляет 14,7 м, так что все это требует много места на дороге и в поле: 16–17‑метровых разворотных полос ему недостаточно. Номинальная вместимость бункера GL 430 — 3 т, и проверка уровня заполнения показала здесь полное соответствие спецификации, в отличие от опрокидывающегося бункера ременной модели номиналом 3,5 т, который вместил на 0,7 т меньше. Каждая машина перемещается на четырех колесах, установленных парами в задней части сажалки. GL, которую мы испытывали, имела шины 9,5 × 24, едва достаточные для заявленной загрузки, хотя сейчас стандартно используется более широкая резина 11,5/80–15,3; более вместительная сажалка GB попала к нам именно с такими шинами. Хотя современные сажалки GL имеют поворотное шасси с опцией рулевого управления, колеса нашей более старой тестовой машины не поворачивались. GB может также иметь управляемый задний мост с возможностью самоориентирования колес, а наша машина ко всему прочему была оснащена GPS-модулем Trimble для рулевого управления. После длительной настройки автоматического управления оно обеспечивало более прямые ряды.

14092016_3_9.jpg

Бороздники на обеих моделях тянущегося типа (то есть установленные позади своих опор) установлены на параллелограммном механизме. Бороздники на GL 430 имеют гидравлическое регулирование глубины; это дает отличную равномерность посадки.

Однако, отработав на 1120 га пашни, бороздники модели 2012 года имели явный износ подвески — были смещены приблизительно на 50 мм назад. В результате клубни, падая в борозду, могли отскакивать от металлоконструкции. Поэтому перед испытанием в Grimme заменили бороздники вместе с подвеской. А более новая GB 430 использует для управления бороздниками пару копирующих колес — выглядят они более долговечными.

14092016_3_10.jpg

Один из четырех ременных посадочных узлов GB 430: в середине 6 ремней круглого сечения, по бокам 2 широких возвратных транспортера

14092016_3_11.jpg

Нам понравился новый опрыскивающий узел GB 430 с его четко обозначенными элементами управления и индикатором уровня наполнения бака

Сердце сажалки — ее высаживающий аппарат. В GL 430 это вертикальный шириной 190 мм резиновый ремень для каждого ряда, на котором в шахматном порядке закреплены ложки, нежно захватывающие клубни из бункера. Grimme предлагает ложки различных цветов, соответствующие клубням различной формы и размеров; зеленые, которые мы использовали, предназначены для средних клубней. Все четыре ремня приводятся одним гидравлическим двигателем. Механический встряхиватель (электрический устанавливается опционально) позволяет оставить в каждой ложке только один клубень, мягко сбрасывая пластмассовым клином в верхней части ремня всех «нелегалов». Чтобы быть уверенным, что подающие ремни всегда полны, опциональный донный транспортер позволяет сохранить «течение» клубней постоянным, хотя на тестовой GL 430 пластиковые звездочки и подшипники привода транспортера из- носились, отработав почти 200 га.

14092016_3_12.jpg

GB 430 доставляет клубни в почву посредством нескольких наклонных ремней. Из бункера в почву клубни попадают, пройдя три «этажа». Во‑первых, они покидают гидравлически наклоняемый бункер через подающий люк и падают на транспортер. Тот подает их во вторую секцию, где угловые датчики контролируют подачу клубней на шесть ремней круглого сечения; эти ремни постепенно выстраивают клубни в ряд. Большой поролоновый ролик на переднем конце ремней замедляет клубни так, что они падают в борозду равномерно. Избыточные клубни направляются спиральным роликом с двух возвратных транспортеров, по одному с каждой стороны от основного, обратно на ремни круглого сечения. Скорость ремней (и следовательно, расстояние между клубнями) контролируется автоматически, используя информацию от ультразвукового датчика, который сканирует поток клубней, высаживаемых в почву. Были также большие различия в системах внесения удобрений в старой ложечной модели и ее младшей ременной кузине. Более новая GB 430 имеет пару 400‑литровых баков распрыскивателя, 95‑литровый контейнер пресной воды, насос с расходом 61 л/мин, автоматически регулируемую подачу из трех сопел для каждого бороздника. У ее старшей сестры, GL, более производительный насос, нет бака чистой воды и только два сопла на каждый бороздник. Обе машины могут быть оборудованы для применения жидких удобрений и гранул одновременно.

14092016_3_13.jpg

GB 430 может иметь опциональный комплект GPS-навигации Trimble для рулевого управления. Для качественной работы понадобится длительная настройка, особенно если спереди будет 3‑метровая Rota Tilla

Обе машины закапывают клубни в борозды зубчатыми 510‑миллиметровыми дисковыми загортачами. Последние делали свою работу хорошо, но срок службы подшипников должен быть больше, чем 500 га работы, как вышло у нас. Решетчатые гребнеобразующие ролики — это базовое оснащение, хотя обе машины пришли с опциональными гребнеобразующими плитами XL из нержавеющей стали. Они формируют гладкий гребень в почвах от легкого песка до тяжелой глины, но требуют больше мощности от трактора, а также увеличивают расход топлива с 2 до 5 л/га, в зависимости от условий. Синтетические накладки защищают нержавеющие листы от износа, но не очень долговечны — в зонах контакта с землей защищаемый металл начинал изнашиваться уже после 150 га работы. Замена вкладыша — процесс небыстрый (19 болтов на одной накладке) и достаточно дорогой.

Какая конструкция обеспечивает наибольшую точность укладки? Для изучения этого вопроса мы передали обе машины механизаторам, а затем в поле измерили расстояния между клубнями. Каждая машина должна была посадить клубни трех размеров (35/45, 35/55 и 40/60 мм) на скоростях 6 и 9 км/ч. Кроме того, выставлялись два интервала — 280 и 330 мм.

Как видно из левой части графиков на с. 21, на скорости 6 км/ч ложечная машина имела меньшее отклонение от номинала, чем ременный вариант, в частности, на 330‑миллиметровом интервале. Но на скорости 9 км/ч ситуация изменилась, и ременная машина GB меньше отклонялась от целевых интервалов (правая сторона графиков). На результат влиял и размер клубня. Ременная модель показала наиболее стабильные результаты при посадке мелких клубней; это объясняется тем, что длинные овальные клубни занимают больше места на ремне и сваливаются с него позже. А показатели с большими клубнями у ложечной GL 430 могли бы быть лучше, если бы ложки были соответствующего размера.

14092016_3_14.jpg

Обе тестовые машины работали с гребнеобразующими плитами XL из нержавеющей стали. Их синтетическая «броня» имела значительный износ после 160 га и заменялась не очень быстро (19 болтов на каждой)

14092016_3_15.jpg

Обе машины перемещаются на двух парах сдвоенных колес. Размеры шин тестовых машин отличаются

14092016_3_16.jpg

Какую оценку точности дать этим машинам? Считается, что разброс интервала от заданного в 13–18 % в каждую сторону приемлем. Получается, что ни одна из машин не показала особо впечатляющих результатов.

В Grimme согласились, что можно выйти на лучшие результаты, если накопить больше данных о работе с разными скоростями и размерами клубней. В целом ременная машина была менее стабильна с точки зрения точности интервала, чем ложечная, имея отклонения от 24 до 32 %. Хотя, как уже отмечалось, ременная машина превзошла ложечную на скорости 9 км/ч.

14092016_3_17.jpg

Всего один гидравлический двигатель приводит в работу все четыре ряда ложечных ремней на GL 430

Таблица на с. 20 показывает, что ременная модель чаще допускала сдваивания, в то время как ложечная GL 430 была менее устойчива в пропусках и сдваиваниях на скорости 9 км/ч. В целом последняя показала более стабильные интервалы между клубнями при работе на скорости 9 км/ч.

Дополнительные подробности
- Grimme поставляет комплект для ремонта ремней GB 430.
- Мы не смогли оценить системы распыления удобрений или доставки гранул на этих машинах.
- Скорость движения измеряется с помощью датчика, установленного на GL, достаточно точно, благодаря тому что зубчатое колесо исключает любое проскальзывание.
- Управляемые колеса ременной GB помогают на склонах, но это действительно усложняет управление МТА.

Итак: если вы хотите быстроты — используйте ремни. Ложечная модель GL 430 лучше работает с маленькими и средними клубнями и на медленной, 6 км/ч, скорости, хотя ее производительность с большими клубнями, вероятно, была бы лучше, если бы были установлены подходящие ложки. Ременная модель GB 430 превзошла ложечную только на высокой, 9 км/ч, скорости.

Текст и фото:
Сенке Шульц

0 коментариев оставить комментарий
Загрузка комментариев...